Работаем для вас:
с 10:00 до 18:00 без выходных

8(495) 662-58-59
DER@RUS-MATRAS.RU

Предвыборная гонка — золотая пора для рекламного рынка. Свой куш из рекламных бюджетов не в меру щедрых кандидатов получают не только агентства и СМИ, но и сами исполнители заказов — например, те, кто изготавливает рекламно-сувенирную продукцию.

Под неиссякаемый денежный поток подставляет свой карман целая армия полиграфических предприятий, штампующих разнообразные газеты, листовки, буклеты и агитки. Впрочем, бесплатной макулатурой избирателей нынче не удивишь. То ли дело — флаг, косынка или футболка с символикой партии. Такой подарок не только не будет выброшен в ближайшую мусорную урну, как большинство листовок, но и может существенно повысить лояльность к определенной политической силе. Поэтому и предприятиям, создающим подобную продукцию, скучать накануне выборов не приходилось.

Хватает работы печатникам по текстилю и в свободное от выборов время. Зимой, правда, заказов не слишком много — в основном печать на куртках, ветровках и регланах. Зато в теплое время года, с апреля по октябрь, наступает сезон футболок, теннисок и кепок, и объемы работы значительно возрастают. Особо крупные заказы одежды с символикой компании приходятся на разнообразные акции — в этом случае кепки и футболки раздаются клиентам и потребителям продукции. Повышение спроса на одежду с логотипами наблюдается также каждую осень, в разгар сезона выставок. Компании одевают в маркированные плащи и футболки своих промоутеров либо просто раздают текстильную продукцию, рекламирующую фирму, в качестве сувениров. «Мы являемся постоянными заказчиками компаний, занимающихся печатью на одежде, — делится представитель компании «Олимп», пожелавший остаться неназванным. — Тиражи при этом абсолютно разные — от одной штуки (эксклюзивного подарочного экземпляра) до десятков тысяч (призы для разнообразных акций).

Шелкотрафарет против термопереноса

Первые коммерческие компании, предоставляющие услуги печати на одежде, начали появляться в Украине в середине 1990-х. Печатали в те времена в основном старым проверенным шелкотрафаретным способом, когда сначала изготавливается специальный промышленный трафарет, а потом с помощью краски и этого трафарета изображение наносится на ткань. Одна автоматическая машина может ежедневно делать до 5 тыс. одноцветных оттисков, однако процесс подготовки (изготовление трафарета) к печати достаточно долгий и затратный: более-менее приемлемая цена за единицу продукции устанавливается только при печати тиражей в 50 и более изделий.

А чтобы нанести надпись или изображение на одну-две футболки, сегодня применяется технология термотрансфера, или термопереноса. В этом случае из специальной пленки вырезаются буквы, которые с помощью термопресса переносятся на ткань. А если клиент хочет иметь футболку с полноцветным изображением (к примеру, фотографией любимой собаки), то перед использованием термопресса изображение сначала распечатывается на специальной бумаге.

Еще один метод нанесения изображения на текстильную продукцию — сублимация. В этом случае картинка распечатывается на бумаге, и в дальнейшем с помощью специальных устройств краска с этой бумаги переносится на ткань. Сама бумага при этом, в отличие от технологии термопереноса, на ткани не остается, благодаря чему изображение, нанесенное методом сублимации, смотрится на ткани совершенно органично, на ощупь шероховатость не чувствуется, а стирать такие изделия можно до бесконечности — картинка не осыпается и не деформируется. Минус сублимации в том, что наносить с ее помощью изображение можно только на синтетическую ткань.

В последнее время начал пользоваться большой популярностью другой метод нанесения изображений на одежду — вышивка. «Это, по сути, элитная печать, — говорит Дмитрий Арадовский, директор компании A-Screen. — Стоит она значительно дороже, поэтому количество заказов на нее меньше, однако дорогие эксклюзивные вещи — поло, регланы, куртки, тенниски — с вышивкой смотрятся гораздо интереснее.

«Некоторые наши клиенты хотят вышивку, традиционно считая, что она «лучше держится», хотя на самом деле многие современные технологии печати на одежде предлагают большую устойчивость, лучший внешний вид и более низкую стоимость, — рассказывает Денис Олейников, директор компании — Я рекомендую наносить изображение с помощью термотрансферной пленки — она не выстирывается, не трескается, не выцветает. На втором месте — шелкотрафаретная печать; на третьем — печать фотографий и многоцветных изображений при помощи специальной бумаги».

По оценкам участников рынка, наиболее ходовой для печати логотипов и изображений товар — футболки. Объясняется это не только их популярностью и демократичностью, но и максимальным выбором размеров и цветов. Тогда как найти нужный размер или цвет реглана либо, к примеру, ветровки, бывает зачастую очень сложно. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день Украина испытывает дефицит качественного текстиля, пригодного для печати изображений. Китайского «барахла» на рынке хоть отбавляй, а вот поставщиков, регулярно завозящих в Украину партии качественных футболок, кепок, а тем более, дорогой одежды — единицы. В основном компании печатают изображение на футболках компании Fruit of the Loom либо на продукции собственного производства. Практически у всех крупных игроков имеются свои пошивочные цеха.

Кроме платы за само изделие, возможна также дополнительная оплата за доработку макета заказчика. Если речь идет о простой надписи или незначительной доработке изображения клиента, макет делается бесплатно. Но если на то, чтобы довести клиентский макет до ума, уходит более 15 минут, печатники взимают за услуги некую сумму . Получаса, кстати, вполне хватает, чтобы удовлетворить большинство клиентских требований относительно макета.

В бой идут одни старики

Рынок печати по текстилю неотделим от рынка рекламного. И тот, и другой начали формироваться в 1996 г . и с тех пор шагают рука об руку.

Основные рекламные бюджеты находятся в столице, и хотим мы того или нет, а рынок печати по текстилю неразрывно связан с рекламными бюджетами крупных международных компаний: водочных, пивных, табачных...»

По оценкам участников рынка, сегодняшние объемы сегмента текстильной печати составляют до $5 млн. При этом рентабельность бизнеса — 20-30%. В шелкотрафаретном сегменте она немного ниже, в термотрансферном — чуть выше.

Порог вхождения в бизнес невелик — от $10-15 тыс. «Чтобы начать печатать логотипы на одежде, можно купить за $10 тыс. простой печатный станок и с его помощью выполнять небольшие клиентские заказы в арендованном помещении на одном из заводов. На все про все для создания и раскрутки небольшого бизнеса в этой сфере достаточно $50 тыс.»,

Несмотря на высокую рентабельность и небольшой порог вхождения в отрасль, если на рынке и появляются новые компании, то это преимущественно совсем небольшие фирмочки. «Я точно знаю, что оборудование для печати на тканях сегодня покупается, но куда оно девается — непонятно. Почему-то конкуренция жестче не становится. За последний год на рынке не появилось ни одной заметной специализированной компании. По всей видимости, оборудование покупается теми, кто создает многопрофильные компании по производству сувенирной продукции, просто на всякий случай — вдруг клиенту захочется заказать печать на текстиле».

«Новые фирмы появляются на рынке крайне редко, Для того чтобы создать серьезную компанию, требуются значительные инвестиции в оборудование. Так, станок для шелкотрафаретной печати, позволяющий быстро печатать большие тиражи, стоит $50-100 тыс. Поэтому сегодня на рынке в основном работают те, кто пришел сюда уже давно и имеет постоянных заказчиков».

Участники отмечают, что рынок печати на одежде еще абсолютно не заполнен. Ощутимая конкуренция наблюдается разве что в сегменте шелкотрафаретной печати, однако даже там при наличии квалификации и инвестиций можно найти незанятую нишу. «Конкуренция на рынке, конечно, присутствует, Однако конкурирующие компании могут также и вполне плодотворно сотрудничать: они часто помогают друг другу осваивать крупные заказы».

Незаполненность рынка эксперты объясняют дефицитом специалистов, причем проблема не только в печатниках и технологах, но и в менеджерах, способных просчитать цену, разработать стратегию развития, организовать поставки тканей либо одежды или даже просто выяснить по телефону пожелания клиента.

Дефицит кадров наблюдается как в компаниях, обслуживающих посредством шелкотрафаретной печати корпоративных клиентов, так и в более мелких фирмах, строящих работу на исполнении индивидуальных заказов путем термопереноса.